среда, 14 марта 2018 г.

05.03.2018 Введение в проблему педагогических измерений.

Введение в проблему педагогических измерений. Актуальные вопросы оценки качества образования. Таксономия образовательных целей и результатов обучения (индивидуальная самостоятельная работа)


Введение в проблему педагогических измерений
1. Основы теории педагогических измерений
Контроль- это объект теоретических исследований, в настоящее время тесно связанный с изменениями подходов к определению и оценке качества образования.

  Понятие «педагогический контроль» можно рассматривать как единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности.
    «Измерение — оценка (как процедура), проводимая с использованием понятия шкалы вполне  пределенных способностей для количественной оценки поведения или характеристики, например, математических способностей» — таково современное понимание измерения в международном сообществе специалистов.

Проблема педагогических измерений
Для чего измерять?
Постановка целей контроля:
- входной контроль: определение степени владения базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для начала обучения.
- текущий, или тематический, контроль: выявление
пробелов в знаниях в процессе изучения нового материала.
- итоговый контроль: оценка качества знаний после прохождения всего предметного курса или итоговой аттестации выпускников основной или средней
(полной) школы.
Что измерять?
В педагогическом контроле нет выделенного объекта измерения, нет точки отсчета («абсолютного нуля»), нет единиц измерения.
Все это создает определенные трудности, которые специалисты пытаются решать, опираясь на математическую теорию измерений.
Чем измерять?
  
       Измерения — это конструирование числовой функции, осуществляющей изоморфное отображение эмпирической структуры в некую числовую шкалу, где изоморфизм определяет условия взаимно-однозначных соответствий при отображении.

       Главная задача
измерения: поиск такой числовой структуры, которая будет изоморфна эмпирическим референтам (измеряемым характеристикам)


2. Переменные измерения и их взаимосвязь

Для педагогических измерений необходимо определить следующие параметры: 

  • объект измерения (переменные измерения); 
  • измерительная процедура; 
  • средства измерения; 
  • шкала.
       Главная проблема при этом — выделить переменные измерения, которые в педагогике не носят явного характера. Такие переменные называют латентными (неявными), т. е. скрытыми от возможности непосредственного измерения.
    В качестве переменной измерения могут выступать:
  • дискретные  характеристики:  не имеют промежуточных значений между двумя точками;
  • непрерывные характеристики: могут  принимать любые значения на всем заданном интервале.
3. Систематические и случайные ошибки измерений, истинный балл
Процедурная объективность отождествляется с объективностью процедуры тестирования 
Классическая объективность описывается формулой:
Х (наблюдаемый балл) = Т (истинный балл) + Е (ошибка измерения).
Здесь Т (истинный балл) — это оценка параметра испытуемого, не зависящего от средств и способа измерения, но меняющегося в процессе обучения. Т постоянно в момент измерения.
Чем меньше ошибка измерения, тем измерение объективнее, где Т — абсолютно объективная оценка.

4. Доверительный интервал
     При измерениях используют следующие обозначения (рис. 1).
На некоторой числовой оси выделяют интервал, называемый доверительным, в котором находятся наблюдаемый балл (Х) и истинный балл (Т).         
    Доверительный интервал- такие пределы выборочного распределения, в которых можно с заранее определенной вероятностью ожидать нахождения значения генеральной совокупности (т. е. результатов работы всех возможных тестируемых).
     Следовательно, все точки, лежащие в доверительном интервале, можно считать доверительными оценками.
     Процедура измерения — совокупность операций, позволяющая перейти от эмпирических референтов (заданий) к числовым оценкам измеряемых характеристик.

5. Точечные и доверительные оценки
Все точки, лежащие в доверительном интервале, можно считать доверительными оценками.



Актуальные вопросы оценки качества образования

1. Содержание понятия "качество образования" в отечественной и зарубежной образовательной практике
Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень
соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

2. Первые шаги становления общероссийской системы оценки качества образования
Создание общероссийской системы оценки качества образования в России должна способствовать достижению следующих целей:
  •  обеспечения объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения; 
  • сохранение единого образовательного пространства; 
  • повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решения о продолжении образования или трудоустройстве; 
  • развитие государственной аттестационной службы; 
  • принятия обоснованных управленческих решений по повышению качества образования.
3. Представления о качестве подготовки учащихся общеобразовательных учреждений
     Получение объективной информации о качестве образования в стране позволяет принимать обоснованные решения с целью обеспечения эффективности образования его эквивалентности не только в пределах России, но и в мире конкурентноспособности российских специалистов на мировом рынке труда.
    Сравнивая исследования TIMSS и PISA, можно сказать что каждый из них имеет свои особенности, но вместе они дополняют друг друга. Для определения объективности и достоверности полученные результаты международных исследований сопоставляют с данными полученными в ходе проведения Единого государственного экзамена, а также многочисленных мониторинговых исследований. Одновременное проведение двух этих международных исследований дает более полную информацию о системе образования оценивая разные стороны- уровень освоения школьных программ и способность применять полученные в школе знания и умения в ситуациях приближенные к реальной жизни.

4. Показатели качества
       По всем исследуемым областям результаты российских учащихся в исследовании TIMSS превышает средний международный бал демонстрируя достаточно высокий уровень овладения содержанием математического и естественнонаучного образования.

   Эти данные для начальной школы в основном подтверждается данными мониторинговых исследований в ходе эксперимента по совершенствованию содержания и структуры общего образования проведённого в России с 2001 по 2004 год

   В исследованиях PISA российские учащиеся пятнадцатилетнего возраста показали низкий уровень применения полученных в школе знаний в ситуациях отличающихся от учебных взятых из реальной жизни, то есть умение:
  • эффективно грамотно, с опорой на полученные в школе знания и умения решать практические, социальные и личностно значимые проблемы;
  • увязывать с приобретаемые в школе системой знаний свой жизненный опыт и дополнительные сведения, полученные из других источников;
  • работать с информацией читать и анализировать тексты, анализировать и интерпретировать данные, представленные в иной не текстовой форме;
  • проводить наблюдение, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.
5. Принципы отбора показателей качества
Принципы отбора показателей для оценки качества образования:
  •  ориентация на требования внешних показателей 
  • учет потребности системы образования 
  • минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования 
  • надежность и технологичность используемых показателей 
  • оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования 
  • иерархичность системы показателей 
  • соответствие международным аналогом 
  • соблюдение морально-этических норм в отборе показателей
6. Международные программы по оценке образовательных достижений учащихся
В настоящее время Россия участвуют в нескольких международных сравнительных исследованиях,, из которой наибольший интерес представляет исследование:
  • Исследование TIMSS — мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования.
  • Исследование PISA — международная программа для оценки компетентности выпускников основной школы.


Таксономия образовательных целей и результатов обучения

1. Образовательные стандарты и ожидаемые результаты обучения
Таксономия теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности обычно имеющих иерархическое строение.

2. Требования к результатам обучения как основа критериального подхода к оцениванию образовательных достижений
  Требования к уровню подготовки учащихся- это описание планируемых результатов обучения, которая позволяет представить, что и как должны усвоить школьники, в каких видах деятельности должны проявиться те или иные знания, умения, навыки, какими качествами знаний и умений должны обладать ученики.

     В отечественной педагогике выделяют три компонента требований:

  • система знаний и умений; 
  • виды учебной деятельности; 
  • качественные характеристики.

3. Таксономия учебных достижений, используемая в едином государственном экзамене




Комментариев нет:

Отправить комментарий