Введение в проблему педагогических измерений. Актуальные вопросы оценки качества образования. Таксономия образовательных целей и результатов обучения (индивидуальная самостоятельная работа)
Введение в проблему педагогических измерений
1. Основы теории педагогических измерений
Контроль- это объект теоретических исследований, в
настоящее время тесно связанный с изменениями подходов к определению и оценке
качества образования.
Понятие «педагогический контроль» можно
рассматривать как единую дидактическую и методическую систему проверочной
деятельности.
«Измерение — оценка (как процедура), проводимая с использованием понятия шкалы вполне пределенных способностей для количественной оценки поведения или характеристики, например, математических способностей» — таково современное понимание измерения в международном сообществе специалистов.
Проблема
педагогических измерений
|
|
Для чего измерять?
|
Постановка
целей контроля:
-
входной контроль: определение степени владения базовыми знаниями, умениями и
навыками, необходимыми для начала обучения.
-
текущий, или тематический, контроль: выявление
пробелов
в знаниях в процессе изучения нового материала.
-
итоговый контроль: оценка качества знаний после прохождения всего предметного
курса или итоговой аттестации выпускников основной или средней
(полной)
школы.
|
Что измерять?
|
В
педагогическом контроле нет выделенного объекта измерения, нет точки отсчета
(«абсолютного нуля»), нет единиц измерения.
Все
это создает определенные трудности, которые специалисты пытаются решать,
опираясь на математическую теорию измерений.
|
Чем измерять?
|
Измерения — это конструирование числовой функции, осуществляющей изоморфное отображение эмпирической структуры в некую числовую шкалу, где изоморфизм определяет условия взаимно-однозначных соответствий при отображении.
Главная задача измерения: поиск такой числовой структуры, которая будет изоморфна эмпирическим референтам (измеряемым характеристикам)
2. Переменные измерения и их взаимосвязь
Для педагогических измерений необходимо определить следующие параметры:
- объект измерения (переменные измерения);
- измерительная процедура;
- средства измерения;
- шкала.
В качестве переменной измерения могут выступать:
- дискретные характеристики: не имеют промежуточных значений между двумя точками;
- непрерывные характеристики: могут принимать любые значения на всем заданном интервале.
3. Систематические и случайные ошибки измерений, истинный балл
Процедурная объективность отождествляется с объективностью процедуры тестирования
Классическая объективность описывается формулой:
Х (наблюдаемый балл) = Т (истинный балл) + Е (ошибка измерения).
Здесь Т (истинный балл) — это оценка параметра испытуемого, не зависящего от средств и способа измерения, но меняющегося в процессе обучения. Т постоянно в момент измерения.
Чем меньше ошибка измерения, тем измерение объективнее, где Т — абсолютно объективная оценка.
4. Доверительный интервал
При измерениях используют следующие обозначения (рис. 1).
На некоторой числовой оси выделяют интервал, называемый доверительным, в котором находятся наблюдаемый балл (Х) и истинный балл (Т). 

Доверительный интервал- такие пределы выборочного распределения, в которых можно с заранее определенной вероятностью ожидать нахождения значения генеральной совокупности (т. е. результатов работы всех возможных тестируемых).
Следовательно, все точки, лежащие в доверительном интервале, можно считать доверительными оценками.
Процедура измерения — совокупность операций, позволяющая перейти от эмпирических референтов (заданий) к числовым оценкам измеряемых характеристик.
5. Точечные и доверительные оценки
Все точки, лежащие в доверительном интервале, можно считать доверительными оценками.
Актуальные вопросы оценки качества образования
1. Содержание понятия "качество образования" в отечественной и зарубежной образовательной практике
Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень
соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
2. Первые шаги становления общероссийской системы оценки качества образования
Создание общероссийской системы оценки качества образования в России должна способствовать достижению следующих целей:
- обеспечения объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;
- сохранение единого образовательного пространства;
- повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решения о продолжении образования или трудоустройстве;
- развитие государственной аттестационной службы;
- принятия обоснованных управленческих решений по повышению качества образования.
3. Представления о качестве подготовки учащихся общеобразовательных учреждений
Получение объективной информации о качестве образования в стране позволяет принимать обоснованные решения с целью обеспечения эффективности образования его эквивалентности не только в пределах России, но и в мире конкурентноспособности российских специалистов на мировом рынке труда.
Сравнивая исследования TIMSS и PISA, можно сказать что каждый из них имеет свои особенности, но вместе они дополняют друг друга. Для определения объективности и достоверности полученные результаты международных исследований сопоставляют с данными полученными в ходе проведения Единого государственного экзамена, а также многочисленных мониторинговых исследований. Одновременное проведение двух этих международных исследований дает более полную информацию о системе образования оценивая разные стороны- уровень освоения школьных программ и способность применять полученные в школе знания и умения в ситуациях приближенные к реальной жизни.
4. Показатели качества
По всем исследуемым областям результаты российских учащихся в исследовании TIMSS превышает средний международный бал демонстрируя достаточно высокий уровень овладения содержанием математического и естественнонаучного образования.
Эти данные для начальной школы в основном подтверждается данными мониторинговых исследований в ходе эксперимента по совершенствованию содержания и структуры общего образования проведённого в России с 2001 по 2004 год
В исследованиях PISA российские учащиеся пятнадцатилетнего возраста показали низкий уровень применения полученных в школе знаний в ситуациях отличающихся от учебных взятых из реальной жизни, то есть умение:
- эффективно грамотно, с опорой на полученные в школе знания и умения решать практические, социальные и личностно значимые проблемы;
- увязывать с приобретаемые в школе системой знаний свой жизненный опыт и дополнительные сведения, полученные из других источников;
- работать с информацией читать и анализировать тексты, анализировать и интерпретировать данные, представленные в иной не текстовой форме;
- проводить наблюдение, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.
5. Принципы отбора показателей качества
Принципы отбора показателей для оценки качества образования:
- ориентация на требования внешних показателей
- учет потребности системы образования
- минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования
- надежность и технологичность используемых показателей
- оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования
- иерархичность системы показателей
- соответствие международным аналогом
- соблюдение морально-этических норм в отборе показателей
В настоящее время Россия участвуют в нескольких международных сравнительных исследованиях,, из которой наибольший интерес представляет исследование:
- Исследование TIMSS — мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования.
- Исследование PISA — международная программа для оценки компетентности выпускников основной школы.
Таксономия образовательных целей и результатов обучения
1. Образовательные стандарты и ожидаемые результаты обучения
Таксономия теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности обычно имеющих иерархическое строение.
2. Требования к результатам обучения как основа критериального подхода к оцениванию образовательных достижений
Требования к уровню подготовки учащихся- это описание планируемых результатов обучения, которая позволяет представить, что и как должны усвоить школьники, в каких видах деятельности должны проявиться те или иные знания, умения, навыки, какими качествами знаний и умений должны обладать ученики.
В отечественной педагогике выделяют три компонента требований:
- система знаний и умений;
- виды учебной деятельности;
- качественные характеристики.
3. Таксономия учебных достижений, используемая в едином государственном экзамене
Комментариев нет:
Отправить комментарий