1. Знакомство с Федеральным перечнем школьных учебников по информатике.
Федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253)
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253)
1. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы
1.2. Основное общее образование
1.2.3.4 | Информатика (учебный предмет) | ||||
Порядковый номер учебника | Автор/авторский коллектив | Наименование учебника | Класс | Наименование издателя(ей) учебника | Адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства) |
1.2.3.4.1.1 | Босова Л.Л., Босова А.Ю. | Информатика: учебник для 5 класса | 5 | БИНОМ. Лаборатория знаний | http://lbz.ru/books/228/7396/ |
1.2.3.4.1.2 | Босова Л.Л., Босова А.Ю. | Информатика: учебник для 6 класса | 6 | БИНОМ. Лаборатория знаний | http://lbz.ru/books/228/7397/ |
1.2.3.4.1.3 | Босова Л.Л., Босова А.Ю. | Информатика: учебник для 7 класса | 7 | БИНОМ. Лаборатория знаний | http://lbz.ru/books/228/7398/ |
1.2.3.4.1.4 | Босова Л.Л., Босова А.Ю. | Информатика: учебник для 8 класса | 8 | БИНОМ. Лаборатория знаний | http://lbz.ru/books/228/7399/ |
1.2.3.4.1.5 | Босова Л.Л., Босова А.Ю. | Информатика: учебник для 9 класса | 9 | БИНОМ. Лаборатория знаний | http://lbz.ru/books/228/7400/ |
1.2.3.4.2.1 | Быкадоров Ю.А | Информатика и ИКТ | 8 | ДРОФА | http://www.drofa.ru/32/ |
1.2.3.4.2.2 | Быкадоров Ю.А | Информатика и ИКТ | 9 | ДРОФА | http://www.drofa.ru/32/ |
1.2.3.4.3.1 | Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. | Информатика: учебник для 7 класса | 7 | БИНОМ. Лаборатория знаний | http://lbz.ru/books/228/7992/ |
1.2.3.4.3.2 | Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. | Информатика: учебник для 8 класса | 8 | БИНОМ. Лаборатория знаний | http://lbz.ru/books/228/7993/ |
1.2.3.4.3.3 | Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. | Информатика: учебник для 9 класса | 9 | БИНОМ. Лаборатория знаний | http://lbz.ru/books/228/8005/ |
1.2.3.4.4.1 | Угринович Н.Д. | Информатика: учебник для 7 класса | 7 | БИНОМ. Лаборатория знаний | http://lbz.ru/books/228/7997/ |
1.2.3.4.4.2 | Угринович Н.Д. | Информатика: учебник для 8 класса | 8 | БИНОМ. Лаборатория знаний | http://lbz.ru/books/228/8025/ |
1.2.3.4.4.3 | Угринович Н.Д. | Информатика: учебник для 9 класса | 9 | БИНОМ. Лаборатория знаний | http://lbz.ru/books/228/8026/ |
1.3. Среднее общее образование
1.3.4.3. | Информатика (базовый уровень) (учебный предмет) | ||||
Порядковый номер учебника | Автор/авторский коллектив | Наименование учебника | Класс | Наименование издателя(ей) учебника | Адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства) |
1.3.4.3.1.1 | Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. | Информатика (базовый и углубленный уровень) | 10 | Издательство «Просвещение» | www.prosv.ru/umk/10-11 |
1.3.4.3.1.2 | Гейн А.Г., Сенокосов А.И. | Информатика (базовый и углубленный уровень) | 11 | Издательство «Просвещение» | www.prosv.ru/umk/10-11 |
1.3.4.3.2.1 | Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. | Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса | 10 | БИНОМ. Лаборатория знаний | http://lbz.ru/books/396/7699/ |
1.3.4.3.2.2 | Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. | Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса | 11 | БИНОМ. Лаборатория знаний | http://lbz.ru/books/396/7750/ |
1.3.4.4. | Информатика (углубленный уровень) (учебный предмет) | ||||
1.3.4.4.1.1 | Калинин И.А., Самылкина Н.Н. | Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса | 10 | БИНОМ. Лаборатория знаний | http://lbz.ru/books/230/7405/ |
1.3.4.4.1.2 | Калинин И.А., Самылкина Н.Н. | Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса | 11 | БИНОМ. Лаборатория знаний | http://lbz.ru/books/230/7406/ |
1.3.4.4.2.1 | Поляков К.Ю., Еремин Е.А. | Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч. | 10 | БИНОМ. Лаборатория знаний | 1 часть: http://lbz.ru/books/230/7407/2 часть: http://lbz.ru/books/230/7409/ |
1.3.4.4.2.2 | Поляков К.Ю., Еремин Е.А. | Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в 2 ч. | 11 | БИНОМ. Лаборатория знаний | 1 часть: http://lbz.ru/books/230/7408/ 2 часть: http://lbz.ru/books/230/7410/ |
1.3.4.4.3.1 | Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В. | Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч. | 10 | БИНОМ. Лаборатория знаний | 1 часть: http://lbz.ru/books/230/8194/2 часть: http://lbz.ru/books/230/8195/ |
1.3.4.4.3.2 | Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шестакова Л.В. | Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в 2 ч. | 11 | БИНОМ. Лаборатория знаний |
1 часть: http://lbz.ru/books/230/8449/2 часть: http://lbz.ru/books/230/8450/
|
1.3.4.4.4.1 | Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М./Под ред. Кузнецова А.А. | Информатика. Углубленный уровень | 10 | ДРОФА | http://www.drofa.ru/77/ |
1.3.4.4.4.2 | Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М./Под ред. Кузнецова А.А. | Информатика. Углубленный уровень | 11 | ДРОФА | http://www.drofa.ru/77/ |
2. Анализ действующих учебников по информатике.
Для проведения данной оценки необходимо:
- иметь информацию, какие учебники допущены и рекомендованы к изданию
- знать и уметь использовать критерий оценки.
- иметь информацию, какие учебники допущены и рекомендованы к изданию
- знать и уметь использовать критерий оценки.
Рекомендованные учебники
I часть
1. Гейн А.Г. и др. Информатика. 10 (11) кл. 2000 Просвещение
2. Юдина А.Г. Практикум по информатике в среде Logo-Writer. Ч. 1, 2. (8-9 кл., 10 -11 кл). 1999, 2000 Мнемозина
II часть
3. Кушниренко А.Г. и др. Информатика. 7-9 кл. 2000 Дрофа
4. Кушниренко А.Г. и др. Информационная культура. 9-10 кл. 1997-2000 Дрофа
5. Кушниренко А.Г. и др. Информационная культура.11 кл. 1999,2000 Дрофа
6. Семакин И.Г. и др. Информатика. 7-9 кл. 1998,2000 Лаборатория базовых знаний
7. Под ред. Семакина И.Г., Хеннера Е.К. Задачник-практикум по информатике. Ч. 1, 2 (7-9, 10-11 кл.). 2001 Лаборатория базовых знаний
8. Гейн А.Г. и др. Информатика. 7-9 кл.1998-2000 Дрофа
9. Кузнецов А.А. и др. Информатика. 8-9 кл. 1999,2000 Дрофа
10. Семенов А.Л. и др. Алгоритмика. 5-7 кл. (Для углубленного изучения.) 1998-2000 Дрофа
11. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11 кл. (Для углубленного изучения.) 2001 Лаборатория базовых знаний
12. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. 10-11 кл. Ч. 1, 2. (Для естественно-научного профиля.) 1999,2000 Лаборатория базовых знаний
13. Под ред. Макаровой Н.В. Информатика. 10-11 кл. (Для естественнонаучного профиля.) 1999,2000 Питер
Ершов.
Ориентирован на безмашинный вариант работы. Первый учебник 1985 год. В основе учебника лежит язык. Информатика понимается как наука. Целью обучения является формирование алгоритмической культуры (см. 1 лекцию). Содержание: «+» Определение алгоритма хотя содержит понятие исполнителя, но далее исполнитель почти не встречается и дидактические возможности его не используются. Не обсуждается понятие информация. В настоящее время часть фактического материала устарела. «–» Хорошо проработан раздел алгоритмы, алгоритмический язык, хороший подбор задач на составление алгоритмов, большое количество решенных задач, разработан учебный алгоритмический язык (УАЯ). Структурные схемы используются как способ объяснения составленных команд. В целом учебник заложил стереотип и способствовал выработке педагогического опыта.
Каймин
(89-97 годы) Сейчас не переиздается. Были впервые рассмотрены логические основы и доказательства правильности алгоритма по математической индукции. Введен язык Prolog.
Гейн.
В основе учебника лежит модель. Компьютер – инструмент используемый в разных сферах деятельности. Поэтому основная цель курса – научить решению задач на ЭВМ. Следовательно необходимо обучать трем технологиям:
- составление модели задачи
- составление алгоритма
- использование программного обеспечения Содержание: «+» программные средства были специально разработаны для курса: были разработаны 3 исполнителя (чертежник, робот, вычислитель), специальное программное обеспечение для курса (особые редакторы). Он отказался от изучения физических основ компьютера. Хорошо изложены основы алгоритмизации, обоснована последовательность введения алгоритмических структур «–» Однако запись программ на языке Бейсик не структурна (использует номера строк), поэтому перевод на язык программирования затруднен и не воспринимается учащимися как технология.
Кушниренко.
В основе учебника лежит алгоритмизация (продолжает идеи Ершова). Информатика – фундаментальная дисциплина и одна из целей – умение алгоритмизировать.
Содержание: Алгоритмизация и программирование не различаются (разработан язык программирования «Кумир» – аналог УАЯ Ершова. «+» Отказ от решения математических задач в начале курса, максимальное привлечение средств наглядности, исполнителей, действующих в графической обстановке (робот, чертежник). Команда присваивания объясняется с применением наглядности. «–» Нет сведений о конкретных редакторах, не изложена техника работы с ЭВМ (современным компьютерным обеспечением), не рассматриваются вопросы реализации алгоритма на язык программирования.
Шафрин.
В основе учебника лежит его мысль о необходимости четко разграничить программный компонент курса от общеобразовательного. Необходим подход к информационной технологии как целостной системе, а не беспорядочному набору операций. Содержание: «+» Выверена терминология. Изложение материала методически продумано. На простых примерах ставится задача, излагается принцип ее решения, а затем неоднократно возвращается к ним при описании конкретных операций. Дана система примеров, упражнений и заданий. «–» Первое издание написано в инструктивно-пользовательском ключе. Задачи курса рассматриваются узко.
Критерии оценки учебников:
1. Соответствие учебника стандарту и программе.
2. Наличие основного, дополнительного и вспомогательного материала.
3. Соответствие учебного материала нормам учебного времени (за 1 урок учащиеся не могут изучить 5-7 понятий, терминов)
4. Каждый параграф соответствует уроку. 1 параграф – 2-2.5 страницы.
5. Четкая структура учебника, наличие аппарата ориентировки
6. Научность
7. Должны быть материалы для теоретического обобщения
8. Логичность и последовательность в изложении материала
9. Доступность
10. Межпредметные и внутрипредметные связи.
3. Знакомство с единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов.
Коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов
| |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных ЦОР в различных форматах
| |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Крупнейший каталог ЦОР в различных форматах
| |
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог ЭОР для учителей-предметиков
| |
Электронные образовательные ресурсы. Репозиторий планов-конспектов уроков, коллекция ЭОР
| |
Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе. Материалы участников конкурса могут быть полезны учителю
| |
Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР
| |
ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические разработки
| |
Начальная школа - детям, родителям, учителям. Библиотека ресурсов для учителя начальной школы
| |
Сеть творческих учителей. Библиотека методик проведения уроков и готовых учебных проектов
| |
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.. Коллекция ЦОР
|
4. Экспертная оценка ЭОР, используемых в курсе информатики.
Электронное издание или сетевой информационный ресурс представляет собой сложный продукт, в котором интегрируются достижения современной техники, содержание по предметной области и методика обучения, дизайн и художественные качества. По сравнению с книгой для воспроизведения ЭОР требуется определенный программно-технический комплекс, ЭОР включает информацию во всех известных на сегодня видах представления: текст, речь, музыку, фото, видео, графику, анимацию, а также комбинированные интерактивные компоненты виртуальной реальности.Электронное мультимедиа издание/ресурс – не просто сложная научно-техническая продукция, это еще и полнота содержания, методические находки, это высокий уровень творчества, настоящее искусство.
В основу технологии экспертизы и критериев оценки электронных изданий и ресурсов положен опыт Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям Минобразования России, опыт проведения российских конкурсов CD-ROM, а также принятые в мире критерии оценки на международных мероприятиях.
В результате разработана технология, при которой ЭОР подвергается комплексной экспертизе, включающей:
· техническую экспертизу;
· содержательную экспертизу;
· экспертизу дизайн-эргономики.
Таким образом, каждое ЭОР должны исследовать, по меньшей мере, три эксперта разных профилей. Каждый из них заполняет соответствующий Аттестат экспертной оценки, дает оценку рассмотренных качеств продукта в баллах.
Техническая экспертиза оценивает работоспособность ЭОР на программно-технических комплексах различных конфигураций. При этом рассматриваются: установка/удаление продукта в системе, функциональное тестирование, качество программной реализации.
Содержательная экспертиза направлена на оценку полноты содержания в предметной области, педагогических качеств ЭОР в традиционной интерпретации. Рассматривается позиционирование издания по виду, предмету, составу материала, характеристики по сравнению с ближайшими аналогами.
Аттестат содержательной экспертизы включает:
· оценку объема материала и степени разработки темы (в т.ч. соответствие обязательному минимуму по Федеральным стандартам);
· оценку содержания в целом;
· педагогическую оценку;
· методическую состоятельность.
Экспертиза дизайн-эргономики электронного издания отвечает на главный вопрос: эффективно ли данное издание/ресурс в электронном исполнении? Иначе говоря – нужно ли было делать электронное издание или проще и лучше было бы выпустить книгу. Например, если скопировать на CD школьный учебник, можно прогнозировать положительные отзывы технической и содержательной экспертизы. А в целом такой электронный продукт, скорее всего, не имело смысла делать – книга намного удобнее. Дизайн-эргономическая экспертиза должна это доказать.
В то же время, нет сомнений в целесообразности применения компьютера для воспроизведения текстовых продуктов в глобальной компьютерной сети при соответствии второй аксиоме ЭОР – ресурс не дублирует имеющуюся у пользователя книгу. По существу, это основной принцип электронной библиотеки. При этом активно используются два из пяти инструментов компьютерных технологий обучения – коммуникативность и производительность.
Понятно, что большинство образовательных электронных изданий и ресурсов значительно богаче по палитре идей и вариантам использования новых педагогических инструментов. Значительно трансформируются методики представления предметной области, опирающиеся на новые возможности. Педагогические качества электронного продукта тоже нужно рассматривать с иных позиций: сами педагогические технологии для эффективного использования ЭОР изменяются. В задачу дизайн-эргономической экспертизы входит оценка методических находок и педагогической целесообразности создания данного ЭОР.
После завершения трех экспертиз и обсуждения Аттестатов на экспертном совещании заполняется сводная форма – Акт – экспертизы ЭОР, в котором указывается общая оценка качеств продукта в баллах. В результате возможно составление рейтингового списка электронных изданий, отвечающего на волнующий практически всех вопрос: «что (сегодня) получше?»
Аккуратная формулировка вопроса, конечно, связана с известной субъективностью любой экспертизы. Однако случаи, когда установленный рейтинг разных продуктов одной компании совпадал с качественной оценкой самих разработчиков, позволяют надеяться на достаточную объективность подхода.
Источники:
- Федеральный перечень учебников по информатике на 2014–2015 уч. год [Электронный ресурс] URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe, дата обращения: 12.06.2016 г.
- Методика преподавания информатики[Электронный ресурс] URL: http://fmi.asf.ru/library/book/mamaevtroshkin/7.html, дата обращения: 12.06.2016 г.
- Коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshko, дата обращения: 12.06.2016 г.
- Концепция развития электронных образовательных ресурсов (ЭОР)[Электронный ресурс] URL: http://lib.1september.ru/2006/03/4.htm, дата обращения: 12.06.2016 г.
- Картинка [Электронный ресурс] URL: http://mbu-imc.ucoz.ru/PMO/Geographiya/04.jpg, дата обращения: 12.06.2016 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий