среда, 8 июня 2016 г.

27.02.2016 Характеристика первого этапа введения основ информатики

1. Дайте характеристику первого этапа введения основ информатики в содержание школьного образования.

       Информатика была введена во все типы школ с 1 сентября 1985г. под названием «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ). Предмет преподавался в двух старших классах. Курс информатики был введен в школу в 1985 году под лозунгом: «Программирование – вторая грамотность» (Ершов). Ершов А.М., Молохов – первый учебник «основы информатики и вычислительной техники». Последние годы внесли коррективы в содержание курса, но обозначенные основные умения и навыки в области информатики, которые необходимы каждому современному человеку, актуальны и сейчас.

       В 1961г. Министерство просвещения утвердило первый вариант документации для школ с математической специализацией: программы по общему курсу математики, а также специальным учебным предметам: «Математические машины и программирование», «Вычислительная математика» («Приближенные вычисления»).

    К середине 70 г. удалось добиться введения курса основы кибернетики объемом 140 часов. Еще одним немаловажным этапом стало внедрение факультативных курсов (программирование, вычислительная математика) в 1966г. 

  В начале 70 начала развиваться система подготовки на базе УПК. УПК были хорошо оснащены и обладали подготовленными кадрами. 60-70 г. сформулированы основные компоненты алгоритмической культуры: Понятие алгоритма и его свойства, Понятие языка описания алгоритмов, Уровень формализации описания, Принцип дискретности, Принцип блочности, Принцип цикличности. Во второй половине 70 с появлением программируемых калькуляторов, было принято решение о внедрении их в процесс обучения. Появление ЭВМ массового использования послужило к созданию 79г программы компьютеризации школы.

2. Знакомство с историей развития школьной информатики (составление таблицы "Изменение целей изучения информатики в школе").

Этапы
Цели
Первый этап
Формирование умений планировать структуру действия для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств
Формирование умений организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи.
Формирование умений строить информационные структуры (модели) для описания объектов и систем.
Развитие технических навыков взаимодействия с компьютером


Второй этап
Формирование компьютерной грамотности
Развитие логического мышления и информационной культуры учащихся
Формирование информационной культуры учащихся
Формирование умений своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области, базирующиеся на владении компьютерными технологиями


Третий этап
освоение системы знаний отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, раскрывающих роль информационных процессов в биологических, социальных и технических системах, а также методы и средства их автоматизации;
формирование представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества, необходимости строить свою жизнь в соответствии с требованиями и возможностями информационной цивилизации, критически оценивать ее позитивные и негативные стороны; осознание своего места в этой цивилизации
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности, в частности, при выполнении учебных проектов


3. Объясните суть таких важнейших принципов построения современного школьного курса информатики, как фундаментальность, системность и функциональная полнота школьного образования по информатике.

Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения требует основательной теоретической и практической подготовки учащихся уже в общеобразовательной школе. В традиционной дидактике он формулировался как связь обучения с жизнью, теории с практикой. 
Фундаментальные знания обладают способностью медленнее устаревать, чем знания конкретные. Они апеллируют не столько к памяти, сколько к мышлению человека.

Фундаментальность обучения требует систематичности содержания по основным отраслям знаний, оптимального соотношения их теоретичности и практичности, а практическая направленность — моделирования и экстраполяции этих знаний на реальные ситуации в жизни и деятельности человека.

Принцип системности, который говорит о том, что нельзя выхватывать из той или иной системы обучения отдельные задания и принципы и затем свидетельствовать о том, что система «не работает». Использование отдельных принципов той или иной системы может привести к обратному результату.

4. Проанализируйте существующие подходы к изучению информатики (прикладной, фундаментальный), реализуемые в настоящее время в общеобразовательных организациях.

Каждый учебный предмет, вне зависимости от его направленности на изучение окружающей действительности – гуманитарный или естественнонаучный, является информационным: его содержание – это некая информация, а формы представления этого содержания – формы выражения информации. Каждая предметная область своими средствами отражает часть общей картины мира, выражает закономерности окружающей среды. Поэтому повсюду ощущается его соприкосновение с информатикой, с ее средствами (формализации, моделирования и систематизации, описания информационных объектов, явлений, их преобразований, применения информационных технологий).
Сама информатика, рассматривая информацию, информационные процессы, отношения во всей их полноте и взаимосвязи, опирается на знание их частных проявлений в конкретных природных и социальных системах, на то, что изучается в других предметах школьной программы.
Информатика изучает закономерности информационной среды, протекающих в ней процессов и отношений, имеющие междисциплинарный характер и призванные выполнять сегодня интегративные функции. Информатика формирует для систематического научного исследования одну из важнейших областей действительности - область информационных процессов в живой природе, обществе, технике. Она развивает единый подход к изучению этих процессов, который вносит существенный вклад в формирование современного научного представления о мире и человеке.

Отмечается метапредметность информатики, которая становится и средством информационного описания, и средством междисциплинарной связи, и средством систематизации области познания. Эта метапредметность получает естественное представление в системе образования. Информатика все более прочно занимает ключевые позиции в формировании мировоззрения ученика и его компетентности, способного к самообразованию и эффективного выполнения своих функций в избранной им профессиональной деятельности.


Изучение основ информатики как фундаментальной отрасли научного знания и связан, прежде всего, с формированием научного мировоззрения школьников. При этом содержание обучения информатике в старших классах может быть дифференцировано по интересам и направлено на профессиональную подготовку школьников.

Источники:
  1. Этапы введения ЭВМ и программирования в среднюю школу России [Электронный ресурс], URL: http://omskvuz.narod.ru/metod.htm, дата обращения: 08.06.2016 г.
  2. Методика преподавания информатики [Электронный ресурс], URL: http://fmi.asf.ru/Library/Book/MamaevTros.HTML, дата обращения: 08.06.2016 г.
  3. Информатика [Электронный ресурс], URL: http://omskvuz.narod.ru/metod.htm, дата обращения: 08.06.2016 г.
  4. Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения [Электронный ресурс], URL:http://www.pedpro.ru/theory/11/176.htm , дата обращения: 08.06.2016 г
  5. Общие принципы и подходы к обучению информатики [Электронный ресурс], URL: http://refdb.ru/look/1408564.html, дата обращения: 08.06.2016 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий