1. Анализ системы требований к результатам освоения программы по информатике.
Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по информатике
Изучение предметной области
«Математика и информатика» должно обеспечить:
|
осознание значения математики и информатики в
повседневной жизни человека;
|
формирование представлений о социальных, культурных
и исторических факторах становления математической науки;
|
понимание роли информационных процессов в
современном мире;
|
формирование представлений о математике как части
общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и
изучать реальные процессы и явления.
|
Предметные результаты изучения предметной области
«Математика и информатика» (Математика. Алгебра. Геометрия.
Информатика) должны отражать:
|
·
формирование представлений о математике как о методе
познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
|
· развитие умений работать с учебным математическим
текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно
выражать свои мысли с применением математической терминологии и
символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства
математических утверждений;
|
· развитие представлений о числе и числовых системах
от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных,
письменных, инструментальных вычислений;
|
· овладение символьным языком алгебры, приёмами выполнения тождественных
преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и
систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры,
исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать
полученный результат;
|
· овладение системой функциональных понятий, развитие
умения использовать функционально-графические представления для решения
различных математических задач, для описания и анализа реальных
зависимостей;
|
· овладение геометрическим языком; развитие умения
использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие
пространственных представлений, изобразительных умений, навыков
геометрических построений
|
· формирование систематических знаний о плоских
фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространствеиных телах;
развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии,
исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и
теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач
|
· овладение простейшими способами представления и
анализа статистических данных; формирование представлений о статистических
закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения,
простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию,
представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать
массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик,
использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии
решений;
|
·
развитие умений применять изученные понятия,
результаты, методы для решения задач практического характера и задач из
смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов,
компьютера; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
|
· формирование информационной и алгоритмической
культуры; формирование представления о компьютере как универсальном
устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений
использования компьютерных устройств
|
· формирование представления об основных изучаемых
понятиях (информация, алгоритм, модель) и их свойствах
|
· развитие алгоритмического мышления, необходимого для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений
составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование
знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами – линейной, условной и циклической
|
· формирование умений формализации и структурирования
информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием
соответствующих программных средств обработки данных;
|
· формирование навыков и умений безопасного и
целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете,
умения соблюдать нормы информационной этики и права
|
2. Анализ измерителей для итоговой аттестации по информатике.
Назначение работы — государственная (итоговая) аттестация по информатике и ИКТ выпускников девятых классов общеобразовательных учреждений
на основе оценки уровня овладения обучающимися содержания учебного предмета.
В инструкции по проведению итоговой аттестации расписано как оценивать каждую группу заданий, все варианты возможных ответов представлены в таблицах, где нужно соотнести указанный вариант с предложенными ответами.
3. Изучение перспектив и проблем ЕГЭ по информатике.
Проблемы ЕГЭ:
По сути дела ЕГЭ задуман как форма аттестации за основную полную общеобразовательную школу. Но на практике получается отдельный предмет со своей спецификой и особым подходом. Задания экзамена, конечно, основаны на всех нормативах, стандартах и вписываются в большинство образовательных программ, допущенных министерством. В качестве примера приведу задание, в котором необходимо использовать различные маски для поиска группы файлов. Всё по стандарту, но на практике дополнительные часы с подробным разбором нового материала и вариантов решения! Получается, что сейчас учитель буквально зажат в тиски с одной стороны единым экзаменом, с другой стороны образовательной программой, а с третьей социальным заказом, который требует конкретных практических знаний и умений. В результате остаётся не так много вариантов движения.
Самая большая проблема это нехватка времени для подготовки к экзамену, она, конечно, компенсируется бесконечным энтузиазмом наших учителей и дополнительными консультациями в своё личное время, но как-то удовольствия это доставляет мало. При подготовке к ЕГЭ проблемы индивидуального обучения чувствуются особенно остро. Это связанно со способность к обучению ученика в целом, и отдельно с различными физиологическими особенностями индивида. Некоторые ученики могут видеть решение задания практически сразу, подобрав несколько контрольных примеров. Другим необходимо объяснять несколько раз одно и то же, решая несколько десятков однотипных задач. Третьи способны даже самообучаться, но медлительны или не собраны, они долго обдумывают решение, обычно применяя общие подходы. У некоторых есть уникальная способность периодически выпадать из образовательного процесса обычно по очень важным причинам, но материал достаточно серьёзный и требует системного подхода, хотя и разбит на отдельные модули. В этом плане технологии видео уроков, бесспорно, в лидерах, когда каждый ученик обучается по своей траектории в удобном для себя темпе и, если это возможно, в удобное для себя время, даже если пропустил несколько занятий подряд.
2. Анализ измерителей для итоговой аттестации по информатике.
Назначение работы — государственная (итоговая) аттестация по информатике и ИКТ выпускников девятых классов общеобразовательных учреждений на основе оценки уровня овладения обучающимися содержания учебного предмета.
Проблемы ЕГЭ:
По сути дела ЕГЭ задуман как форма аттестации за основную полную общеобразовательную школу. Но на практике получается отдельный предмет со своей спецификой и особым подходом. Задания экзамена, конечно, основаны на всех нормативах, стандартах и вписываются в большинство образовательных программ, допущенных министерством. В качестве примера приведу задание, в котором необходимо использовать различные маски для поиска группы файлов. Всё по стандарту, но на практике дополнительные часы с подробным разбором нового материала и вариантов решения! Получается, что сейчас учитель буквально зажат в тиски с одной стороны единым экзаменом, с другой стороны образовательной программой, а с третьей социальным заказом, который требует конкретных практических знаний и умений. В результате остаётся не так много вариантов движения.
Перспективы ЕГЭ
Исходя из общего подхода в оценке знаний будущего ITспециалиста, математика и информатика являются двумя составляющими компетенциями, которыми должен обладать выпускник. Но что мы видим, когда большинство техников и инженеров на практике применяют далеко не те знания, которые изучаются, а впоследствии проверяются государственными экзаменами, как в школах, так и в институтах.
Огромное количество специалистов, как с высшим образованием, так и со средне специальным, работают наладчиками, сборщиками, настройщиками и являются успешными людьми. Они постоянно самообучаются и развиваются, поскольку видят перед собой реальные задачи, которые необходимо решать. Конечно, базовый уровень математики обязательно должен присутствовать в заданиях о программировании и алгоритмизации, это прямое практическое применение и прямая оценка будущего специалиста. Но, на мой взгляд, увлекаться математикой в заданиях ЕГЭ по информатике не стоит, поскольку есть отдельный экзамен, который как раз и специализируется на оценке качества знаний наших выпускников по этой дисциплине. Как раз сейчас в демоверсии по сравнению с версиями прошлого года возросла доля заданий на программирование и алгоритмизацию, хотя по сравнению с начальным вариантом кодификатора этого года задания стали немного проще. Увеличения доли программирования, как объясняется, связанно с социальным заказом с одной стороны, а с другой стороны грядущим компьютерным ЕГЭ, который скорей всего проявит себя в 2013 году, так как целевая установка, сделать экзамен компьютерным, есть. По сравнению с “бумажным” ЕГЭ часть вопросов отпадут сами собой, в первую очередь это всё-таки экзамен по информатике, и сдавать его на бумаге это, конечно, нонсенс, но с другой стороны, это оправдывают наши реалии, а именно, банальное отсутствие компьютеров и скоростных вычислительных сетей.
Данный вариант экзамена потребует от разработчиков заданий нового уровня и с абсолютно новыми качествами. С программированием понятно написал программу, ввёл исходные данные, получил ответ и, как следствие, количество баллов. Скорей всего, возникнут задания на использование какой-либо прикладной среды или систем в целом. Фундаментальные базовые понятия с большой вероятностью останутся неизменными, и будут скорей всего проверяться развёрнутыми вариантами ответов. Системы счисления, единицы измерения количества информации, основы логики, информационное моделирование - всё это базовые знания, которые наверняка войдут в новую форму экзамена. Кстати, в этом году сократились задания об основах логики, куда-то нужно было поместить программирование, но это базовые знания, необходимые будущим инженерам для проектирования различных вычислительных систем, поэтому задачки на логику были в каждом варианте экзамена и, по-видимому, останутся там надолго.
Конечно, из года в год сохраняется ориентировка в заданиях в сторону более сообразительных учеников, которые могут видеть решение задачи практически сразу. Но мы на практике редко встречаем таких учеников, в основном - средний уровень.
Конечно, о ЕГЭ сказано много, уместно ли оно для всех образовательных учреждений как профильных, так и базовых, и могут ли в обычной школе за отведённое количество часов подготовить ученика к единому экзамену, когда необходимо проходить основную программу. Но с другой стороны, сейчас большой разброс проходных баллов в различные институты, и у ребёнка, сдающего ЕГЭ, всё-таки есть выбор даже несмотря на то, что за пару месяцев до экзаменов может измениться список вступительных дисциплин.
Источники:
- Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по информатике[Электронный ресурс] URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe, дата обращения: 12.06.2016 г.
- Экзаменационный материал Для итоговой аттестации по информатике и ИКТ За курс основной школы. [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/shkola/informatika, дата обращения: 12.06.2016 г.
- ЕГЭ по информатике [Электронный ресурс] URL: http://videouroki.net/view_post.php?id=126, дата обращения: 12.06.2016 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий