четверг, 9 июня 2016 г.

30.04.2016 Анализ системы требований к результатам


1. Анализ системы требований к результатам освоения программы по информатике.

Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по информатике

Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить:
   осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
     формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
          понимание роли информационных процессов в современном мире;
    формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.




Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» (Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика) должны отражать:
·        формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать  реальные процессы и явления;
·  развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической  терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; 

·    развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; 

· овладение символьным языком алгебры, приёмами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат; 
·  овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;  

·     овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных  представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений
·  формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространствеиных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач
· овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений; 
·        развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах; 
· формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств
· формирование представления об основных изучаемых понятиях (информация, алгоритм, модель) и их свойствах
· развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической
· формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
·  формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права


2. Анализ измерителей для итоговой аттестации по информатике.

    Назначение работы — государственная (итоговая) аттестация по информатике и ИКТ выпускников девятых классов общеобразовательных учреждений на основе оценки уровня овладения обучающимися содержания учебного предмета.
 В инструкции по проведению итоговой аттестации расписано как оценивать каждую группу заданий, все варианты возможных ответов представлены в таблицах, где нужно соотнести указанный вариант с предложенными ответами.

3. Изучение перспектив и проблем ЕГЭ по информатике.

Проблемы ЕГЭ:

По сути дела ЕГЭ задуман как форма аттестации за основную полную общеобразовательную школу. Но на практике получается отдельный предмет со своей спецификой и особым подходом. Задания экзамена, конечно, основаны на всех нормативах, стандартах и вписываются в большинство образовательных программ, допущенных министерством. В качестве примера приведу задание, в котором необходимо использовать различные маски для поиска группы файлов. Всё по стандарту, но на практике дополнительные часы с подробным разбором нового материала и вариантов решения! Получается, что сейчас учитель буквально зажат в тиски с одной стороны единым экзаменом, с другой стороны образовательной программой, а с третьей социальным заказом, который требует конкретных практических знаний и умений. В результате остаётся не так много вариантов движения.

Самая большая проблема это нехватка времени для подготовки к экзамену, она, конечно, компенсируется бесконечным энтузиазмом наших учителей и дополнительными консультациями в своё личное время, но как-то удовольствия это доставляет мало. При подготовке к ЕГЭ проблемы индивидуального обучения чувствуются особенно остро. Это связанно со способность к обучению ученика в целом, и отдельно с различными физиологическими особенностями индивида. Некоторые ученики могут видеть решение задания практически сразу, подобрав несколько контрольных примеров. Другим необходимо объяснять несколько раз одно и то же, решая несколько десятков однотипных задач. Третьи способны даже самообучаться, но медлительны или не собраны, они долго обдумывают решение, обычно применяя общие подходы. У некоторых есть уникальная способность периодически выпадать из образовательного процесса обычно по очень важным причинам, но материал достаточно серьёзный и требует системного подхода, хотя и разбит на отдельные модули. В этом плане технологии видео уроков, бесспорно, в лидерах, когда каждый ученик обучается по своей траектории в удобном для себя темпе и, если это возможно, в удобное для себя время, даже если пропустил несколько занятий подряд.


 
Перспективы ЕГЭ


Исходя из общего подхода в оценке знаний будущего ITспециалиста, математика и информатика являются двумя составляющими компетенциями, которыми должен обладать выпускник. Но что мы видим, когда большинство техников и инженеров на практике применяют далеко не те знания, которые изучаются, а впоследствии проверяются государственными экзаменами, как в школах, так и в институтах.

Огромное количество специалистов, как с высшим образованием, так и со средне специальным, работают наладчиками, сборщиками, настройщиками и являются успешными людьми. Они постоянно самообучаются и развиваются, поскольку видят перед собой реальные задачи, которые необходимо решать. Конечно, базовый уровень математики обязательно должен присутствовать в заданиях о программировании и алгоритмизации, это прямое практическое применение и прямая оценка будущего специалиста. Но, на мой взгляд, увлекаться математикой в заданиях ЕГЭ по информатике не стоит, поскольку есть отдельный экзамен, который как раз и специализируется на оценке качества знаний наших выпускников по этой дисциплине. Как раз сейчас в демоверсии по сравнению с версиями прошлого года возросла доля заданий на программирование и алгоритмизацию, хотя по сравнению с начальным вариантом кодификатора этого года задания стали немного проще. Увеличения доли программирования, как объясняется, связанно с социальным заказом с одной стороны, а с другой стороны грядущим компьютерным ЕГЭ, который скорей всего проявит себя в 2013 году, так как целевая установка, сделать экзамен компьютерным, есть. По сравнению с “бумажным” ЕГЭ часть вопросов отпадут сами собой, в первую очередь это всё-таки экзамен по информатике, и сдавать его на бумаге это, конечно, нонсенс, но с другой стороны, это оправдывают наши реалии, а именно, банальное отсутствие компьютеров и скоростных вычислительных сетей.

Данный вариант экзамена потребует от разработчиков заданий нового уровня и с абсолютно новыми качествами. С программированием понятно написал программу, ввёл исходные данные, получил ответ и, как следствие, количество баллов. Скорей всего, возникнут задания на использование какой-либо прикладной среды или систем в целом. Фундаментальные базовые понятия с большой вероятностью останутся неизменными, и будут скорей всего проверяться развёрнутыми вариантами ответов. Системы счисления, единицы измерения количества информации, основы логики, информационное моделирование - всё это базовые знания, которые наверняка войдут в новую форму экзамена. Кстати, в этом году сократились задания об основах логики, куда-то нужно было поместить программирование, но это базовые знания, необходимые будущим инженерам для проектирования различных вычислительных систем, поэтому задачки на логику были в каждом варианте экзамена и, по-видимому, останутся там надолго.

Конечно, из года в год сохраняется ориентировка в заданиях в сторону более сообразительных учеников, которые могут видеть решение задачи практически сразу. Но мы на практике редко встречаем таких учеников, в основном - средний уровень.

Конечно, о ЕГЭ сказано много, уместно ли оно для всех образовательных учреждений как профильных, так и базовых, и могут ли в обычной школе за отведённое количество часов подготовить ученика к единому экзамену, когда необходимо проходить основную программу. Но с другой стороны, сейчас большой разброс проходных баллов в различные институты, и у ребёнка, сдающего ЕГЭ, всё-таки есть выбор даже несмотря на то, что за пару месяцев до экзаменов может измениться список вступительных дисциплин.



Источники:

  1. Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по информатике[Электронный ресурс] URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe, дата обращения: 12.06.2016 г.
  2. Экзаменационный материал Для итоговой аттестации по информатике и ИКТ За курс основной школы. [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/shkola/informatika, дата обращения: 12.06.2016 г.
  3. ЕГЭ по информатике [Электронный ресурс] URL: http://videouroki.net/view_post.php?id=126, дата обращения: 12.06.2016 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий