1. Этапы развития информатики как науки и её основных понятий.
Информатика как наука стала развиваться с середины нашего столетия, что связано с появлением ЭВМ и начинающейся компьютерной революцией. Появление вычислительных машин в 50-е годы создало для информатики необходимую ей аппаратную поддержку. Всю историю информатики принято разбивать на два больших этапа: предыстория и история. Предыстория информатики такая же древняя, как и история развития человеческого общества. В предыстории выделяют (весьма приближенно) ряд этапов. Каждый из этих этапов характеризуется по сравнению с предыдущим резким возрастанием возможностей хранения, передачи и обработки информации.
2. Современные представления об информатике как науке, её предмете и месте в системе наук.
Современную информатику составляют три направления:
- разработка методов и алгоритмов автоматизированного сбора, хранения, поиска и передачи информации;
- разработка методов и алгоритмов обработки и преобразования информации;
- разработка технологии и электронно-вычислительной техники, позволяющих развивать первые два направления.
Современная информатика сложилась в недрах:
- математики
- кибернетики
- системотехники
- электроники
- логики
Основные
научные направления информатики образуют такие дисциплины, как:
- теоретические основы вычислительной техники
- статистическая теория информации
- теория вычислительного эксперимента
- алгоритмизация,
- программирование
- искусственный интеллект
Место информатики в
системе наук
Науки можно разделить по объектам исследования на гуманитарные и прикладные, по степени связи с другими науками на фундаментальные и прикладные.
По мнению академика А.П. Ершова информатика – фундаментальная естественная наука. Фундаментальность означает, что наука пользуется собственными методами и является самодостаточной. Естественность означает, что наука изучает реальные объекты объективного мира.
У информатики есть также и технический аспект, который связан с разработкой технических систем. Компьютер – это только техническое устройство для реализации информационных процессов. Техническому компоненту уделяется значительная роль, и связана она, прежде всего, с разработкой технических средств. Гуманитарный аспект информатики заключается и изучении влияния информатики на жизнь общества.
2. Современные представления об информатике как науке, её предмете и месте в системе наук.
- разработка методов и алгоритмов автоматизированного сбора, хранения, поиска и передачи информации;
- разработка методов и алгоритмов обработки и преобразования информации;
- разработка технологии и электронно-вычислительной техники, позволяющих развивать первые два направления.
Современная информатика сложилась в недрах:
- математики
- кибернетики
- системотехники
- электроники
- логики
Основные
научные направления информатики образуют такие дисциплины, как:
- теоретические основы вычислительной техники
- статистическая теория информации
- теория вычислительного эксперимента
- алгоритмизация,
- программирование
- искусственный интеллект
Место информатики в
системе наук
Науки можно разделить по объектам исследования на гуманитарные и прикладные, по степени связи с другими науками на фундаментальные и прикладные.
По мнению академика А.П. Ершова информатика – фундаментальная естественная наука. Фундаментальность означает, что наука пользуется собственными методами и является самодостаточной. Естественность означает, что наука изучает реальные объекты объективного мира.
У информатики есть также и технический аспект, который связан с разработкой технических систем. Компьютер – это только техническое устройство для реализации информационных процессов. Техническому компоненту уделяется значительная роль, и связана она, прежде всего, с разработкой технических средств. Гуманитарный аспект информатики заключается и изучении влияния информатики на жизнь общества.
3. Достоинства и недостатки существующих подходов к обучению информатике в школе.
Системно-деятельностный подход
Достоинства
Недостатки
ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности
для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока
идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы
представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.
является универсальным
дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты
формирует у учеников универсальные учебные действия
Дифференцированный подход
повышение качества знаний
состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся
повышение активности и работоспособности на уроках
при подготовке к прохождению нового материала дифференциация является необходимой, поскольку умения и навыки учащихся различны
привитие интереса к собственной познавательной деятельности
дает возможность каждому ученику видеть себя в развитии
повышение эффективности обучения информатике
4. Тенденции развития современного школьного курса информатики.
Изучение информатики в виде обязательного курса
в средней и высшей школе началось сравнительно недавно —в течение последних
десяти лет. Вначале этот курс был введен в программу подготовки студентов
университетов и технических вузов развитых стран, а затем стал быстро
распространяться и в системе школьного образования. Сегодня информатика изучается на постоянной основе практически во
всех вузах и колледжах не только развитых стран, но также и во многих
развивающихся странах. При этом тенденция к распространению этого курса в сфере
образования продолжает нарастать. Причина этого заключается в том, что сегодня
на изучение информатики в обществе существует достаточно серьезная и устойчивая
социальная потребность. Она обусловлена стремительным развитием средств
вычислительной техники и связи, проникновением информационных технологий
практически во все сферы социальной практики и настоятельной необходимостью их
эффективного использования в интересах решения целого ряда актуальных
социально-экономических проблем.
Источники:
- Краткая история развития информатики [Электронный ресурс], URL: http://studopedia.ru/1 , дата обращения: 05.06.2016 г.
- Этапы предыстории информатики [Электронный ресурс], URL: https://4.bp.blogspot.com/, дата обращения: 05.06.2016 г.
- Информатика как наука, предмет и объект науки, её место в системе наук [Электронный ресурс], URL: http://studopedia.ru/18_52765_informatika-kak-nauka-predmet-i-ob-ekt-nauki-ee-mesto-v-sisteme-nauk.html, дата обращения: 05.06.2016 г.
- Информация и информатика [Электронный ресурс], URL: http://www.bibliotekar.ru, дата обращения: 05.06.2016 г.
- Использование системно–деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс], URL: https://docviewer.yandex.ru/?ur, дата обращения: 05.06.2016 г.
- Системно-деятельностный подход [Электронный ресурс], URL: http://studopedia.ru/15_99276_sistemno-deyatelnostniy-podhod-na-uroke.html, дата обращения: 07.06.2016 г.
- Дифференцированный [Электронный ресурс], URL: http://900igr.net/prezentatsii/, дата обращения: 07.06.2016 г.
- Дифференцированный подход в обучении на уроках информатики [Электронный ресурс], URL: http://www.webkursovik.ru, дата обращения: 07.06.2016 г.
- Социальная информатика [Электронный ресурс], URL: http://www.studfiles.ru/preview/4170839/, дата обращения: 08.06.2016 г.
Системно-деятельностный подход
|
|
Достоинства | Недостатки |
ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности | для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока |
идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы | представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом. |
является универсальным | |
дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты | |
формирует у учеников универсальные учебные действия | |
Дифференцированный подход
|
|
повышение качества знаний | состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся |
повышение активности и работоспособности на уроках | при подготовке к прохождению нового материала дифференциация является необходимой, поскольку умения и навыки учащихся различны |
привитие интереса к собственной познавательной деятельности | |
дает возможность каждому ученику видеть себя в развитии | |
повышение эффективности обучения информатике |
Изучение информатики в виде обязательного курса
в средней и высшей школе началось сравнительно недавно —в течение последних
десяти лет. Вначале этот курс был введен в программу подготовки студентов
университетов и технических вузов развитых стран, а затем стал быстро
распространяться и в системе школьного образования. Сегодня информатика изучается на постоянной основе практически во
всех вузах и колледжах не только развитых стран, но также и во многих
развивающихся странах. При этом тенденция к распространению этого курса в сфере
образования продолжает нарастать. Причина этого заключается в том, что сегодня
на изучение информатики в обществе существует достаточно серьезная и устойчивая
социальная потребность. Она обусловлена стремительным развитием средств
вычислительной техники и связи, проникновением информационных технологий
практически во все сферы социальной практики и настоятельной необходимостью их
эффективного использования в интересах решения целого ряда актуальных
социально-экономических проблем.
Источники:
- Краткая история развития информатики [Электронный ресурс], URL: http://studopedia.ru/1 , дата обращения: 05.06.2016 г.
- Этапы предыстории информатики [Электронный ресурс], URL: https://4.bp.blogspot.com/, дата обращения: 05.06.2016 г.
- Информатика как наука, предмет и объект науки, её место в системе наук [Электронный ресурс], URL: http://studopedia.ru/18_52765_informatika-kak-nauka-predmet-i-ob-ekt-nauki-ee-mesto-v-sisteme-nauk.html, дата обращения: 05.06.2016 г.
- Информация и информатика [Электронный ресурс], URL: http://www.bibliotekar.ru, дата обращения: 05.06.2016 г.
- Использование системно–деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс], URL: https://docviewer.yandex.ru/?ur, дата обращения: 05.06.2016 г.
- Системно-деятельностный подход [Электронный ресурс], URL: http://studopedia.ru/15_99276_sistemno-deyatelnostniy-podhod-na-uroke.html, дата обращения: 07.06.2016 г.
- Дифференцированный [Электронный ресурс], URL: http://900igr.net/prezentatsii/, дата обращения: 07.06.2016 г.
- Дифференцированный подход в обучении на уроках информатики [Электронный ресурс], URL: http://www.webkursovik.ru, дата обращения: 07.06.2016 г.
- Социальная информатика [Электронный ресурс], URL: http://www.studfiles.ru/preview/4170839/, дата обращения: 08.06.2016 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий